В мире моды
В мире роскоши с летним маркетингом все обстоит несколько сложнее. Самые передовые, конечно же, представители модной индустрии. Каждый уважаемый модный дом создает две круизные коллекции в год. В конце осени в бутики поставляется круизная коллекция для тех, кто (в идеале) хочет уехать из зимы в лето, а в середине весны – для тех, кто хочет в полной мере насладиться просто летом, и это при том, что стандартная сезонная коллекция «весна/лето» также присутствует в предложении бренда.
Так для чего на самом деле делаются круизные коллекции? То, что это дополнительная прибыль для модного дома, и так понятно. Французские маркетологи Дюбуа и Патерно (Dubois & Paternaud ) еще в 1995 году опубликовали исследование, в котором познакомили научную общественность с формулой мечты (dream formula) в мире роскоши. Вкратце, не вдаваясь в регрессионный анализ, на основе которого была выведена формула, здесь присутствуют две переменных, формирующих мечту о роскошном бренде: осведомленность и покупка, остальные показатели в этом уравнении – числовые коэффициенты, являющиеся постоянными:
Мечта = 0,58 × Осведомленность – 0,59 × Покупка – 8,6
Следует особо отметить, что в полученном уравнении коэффициент осведомленности является положительным, а коэффициент покупки – отрицательным. Следовательно, для брендов роскоши, с маркетинговой точки зрения, ситуация с переменными выглядит следующим образом. Осведомленность формирует мечту о люксовом бренде, в то время как покупка приводит к воплощению мечты, тем самым фактически уничтожая ее. Именно здесь и кроется парадоксальная природа маркетинга роскоши. Для огромного количества товарных категорий основной функцией маркетинга является увеличение спроса. В случае с роскошью сложнейшей задачей или вызовом для производителя оказывается создание и развитие бренда без рисков избыточного продвижения и увеличения объемов выпуска. Иначе спрос на продукт будет повышаться – бренд станет массовым. Таким образом, для производителя люксовых брендов очень важно соблюдать принцип редкости и поддерживать высокий уровень осведомленности потребителей, не допуская резкого увеличения объемов продаж.
Отрицательный коэффициент (–8,6), использующийся в формуле мечты, показывает, что если осведомленность о бренде и уровень покупки равны нулю, то и мечта о люксовом бренде (желание владеть им) является отрицательной величиной, то есть мечты просто не существует.
Круизные коллекции как раз и отвечают за резкую ограниченность выбора, практически полную невозможность что-то дозаказать из модельного ряда, то есть принцип искусственной редкости, когда производитель сознательно ограничивает предложение. Психологически же наличие и знакомство с круизной коллекцией подразумевает стимуляцию потребительской мечты о желанном отпуске, даже если вы собираетесь носить эти платья в мегаполисе или на даче…
Да, и еще одно важное внесезонное замечание о мире модных платьев в эпоху интернет-торговли. Если на каждом светском мероприятии женщина появляется в новом платье, то, скорее всего, она освоила систему возврата в интернет-магазин после разового выхода в новом туалете. А вот если третий сезон подряд светская хроника фиксирует одно и то же платье на одной и той же персоне, сомневаться не приходится – платье точно в собственности.